Экономика и психология. Деньги как орудие социального воздействия.

деньги и психология

Некоторые соображения позволяют говорить о возможности превращения денег в орудие социального воздействия, направленного на упорядочение социальных отношений, прежде всего в тех областях, которые явились источником денег владельца. Это могут быть деньги как средство возврата морального долга, например, в случае благотворительности или меценатства или деньги как мерило самоутверждения, в случае с Д. Соросом, который откровенно раскрыл это в своей книге «Алхимия финансов». Конечно, содержание понятия «смысл жизни», «жизненной цели» может быть весьма различным и или замыкаться в кругу эгоистических интересов или же существовать в виде стремления к достижению какого-либо идеала, связанного с представлением о роли данной личности в жизни и динамике развития общества.

Примером первого типа может явиться достижение определенного статуса, например, покупка титула, места в парламенте, членства в престижных обществах или клубах. Характерным, с этой точки зрения, является поведение так называемых «новых русских», особенно тех, богатство которых имело криминальное происхождение: экстравагантность одежды, особенности отношения к другим, менее богатым людям и, что очень важно, придание деньгам мистического смысла жизненной доминанты, единственной и всеобъемлющей меры стоимости, которой оценивается и свое собственное самосознание. (Достаточно вспомнить знаменитое американское выражение «он стоит миллион долларов» или «если ты такой умный, то почему ты такой бедный»).

Для второго типа характерно поведение таких людей, как Шлиман, Нобель, Третьяков, для которых деньги были лишь одним из средств, хотя и главнейшим, достижения мечты, имеющей общественное значение, то есть достижение свободы участия в формировании общественных ценностей духовного типа.

author
Автор: Виктория Разумовская,
старший финансовый аналитик
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.